Сравнение двухэтапного механизма аукционов с приоритетом для ОТП и требование по 51% доле резидентства РК при аукционах ВИЭ свыше 499 МВТ

Сравнение двухэтапного механизма аукционов с приоритетом для ОТП и требования по 51% доле резидентства РК при аукционах ВИЭ свыше 499 МВт

Критерий Текущая редакция: 51% казахстанское владение при аукционе свыше 499 МВт Альтернатива НПП РК: приоритет для проектов с оборудованием ОТП
Цель Формальное ограничение допуска иностранного капитала на этапе подачи заявки Создание устойчивого спроса на продукцию казахстанских производителей
Реализация Требование: основной владелец должен быть резидентом Казахстана Внедрение двухэтапной процедуры: сначала конкурс среди проектов с оборудованием от ОТП
Юридические последствия Нет ограничений на смену собственника после победы в аукционе – легко обходится Закрепляется обязательство использовать продукцию ОТП, несоблюдение ведёт к аннулированию результатов
Влияние на ВВП (на примере проекта) 0 тенге – оборудование и работы выполняются нерезидентами, НДС и налоги – минимальны От 50% – при полной локализации производства оборудования и создания внутренней цепочки добавленной стоимости
Влияние на развитие ОТП Отсутствует: победители используют привычных иностранных поставщиков Системный спрос стимулирует развитие производства, сервисных услуг, занятости
Контроль и мониторинг Практически отсутствует после завершения аукциона Прямое обязательство использовать отечественное оборудование; есть рычаги контроля
Финансовая эффективность для экономики РК Потенциальный отток капитала, технологическая зависимость, сниженная налоговая база
Обход требований через последующую продажу долей
Обход через смену долей после победы: юридически не запрещено продать долю иностранцам после завершения аукциона
Нет роста добавленной стоимости и обязательств по локализации и налогам
Рост ВДС, налогов, технологий, экспортного потенциала ОТП
Риски То же: обход через смену долей
Нет эффекта на экономику
Возможность ограниченного числа участников при старте внедрения, требует плавного запуска

  • Обход через смену долей после победы: юридически не запрещено продать долю иностранцам после завершения аукциона, что сводит к нулю эффект от изначального ограничения.
  • Нет роста добавленной стоимости: оборудование всё так же может закупаться за рубежом — экономика Казахстана не получает импульса развития.
  • Отсутствие обязательств по локализации и налогам: как показывают данные по проектам ВЭС с 2014 года — более 2 600 МВт было реализовано без встречных обязательств, результат — упущенная выгода для ВВП более 260 млрд тенге.

Вывод: требование 51% казахстанского участия в уставном капитале компаний-участников аукциона свыше 499 МВт ВИЭ не достигает целей развития национальной промышленности и не влечёт роста ВВП в момент совершения инвестиций.

В то время как внедрение двухэтапной процедуры с приоритетом для проектов, использующих продукцию ОТП, представляет собой системное решение, которое:

  • соответствует Закону «О промышленной политике»,
  • стимулирует внутренний спрос и ВДС,
  • усиливает экономический суверенитет Казахстана.