Ретроспективная ответственность: почему новые коэффициенты за дисбалансы и нормативы отклонений не могут применяться к проектам ВИЭ прошлых аукционов

28 марта 2025 года Министерством энергетики Республики Казахстан были утверждены новые повышающие и понижающие коэффициенты штрафов (1,3/0,7) за отклонения (дисбалансы), превышающие +/- 5% от заявленного графика выработки для объектов ВИЭ.

Несмотря на формальное вступление новых нормативов в силу после аукционов 2023 и 2024 годов, регулятор предлагает распространить их действие на проекты, уже отобранные без учета этих коэффициентов. Это вызывает обоснованную обеспокоенность у инвесторов и операторов, нарушает принципы правовой определенности и инвестиционной стабильности.

Суть проблемы:

  • Проекты ВИЭ, отобранные в 2023–2024 годах, заключили оффтейк-контракты и финансовые соглашения, основываясь на действующих на тот момент коэффициентах за дисбаланс, приравненных к единице.
  • С 2025 года вступают в силу новые, повышенные коэффициенты, увеличивающие финансовую нагрузку на проекты, особенно в условиях отсутствия эффективной системы прогнозирования.
  • Предложение МЭ РК — распространить новые правила задним числом на все проекты, начиная с июля 2023 года, и установить жёсткие нормативы отклонений.

Юридические и институциональные риски

Аспект Риск
Принцип правовой определенности Нарушается принцип non-retroactivity — недопустимость обратной силы новых норм
Доверие к аукционной системе Подрывается стабильность условий для инвесторов, участвующих в рыночных механизмах
Финансовое планирование Проекты утрачивают возможность соблюдения финансовой модели, одобренной кредиторами
Угроза дефолтов Повышенные штрафы ставят под угрозу выполнение условий РРА и обслуживание долгов

Примеры аналогичной международной практики:

  • В ЕС любые изменения условий на балансирующих рынках не применяются к контрактам, заключённым до их введения.
  • В Индии суд запретил регулирующему органу пересматривать правила диспетчеризации и штрафов для проектов, отобранных до публикации новых норм.

Предлагаемые меры:

  1. Применять новые коэффициенты только к проектам ВИЭ, отобранным с 2025 года;
  2. Установить норму отклонений +/- 20% от заявленного графика.

Вывод:
Ретроспективное применение новых штрафных коэффициентов за дисбаланс и необоснованно узкого диапазона отклонений — это не только юридический, но и институциональный риск, который подрывает доверие к самой идее рыночных аукционов в сфере ВИЭ. Для сохранения предсказуемости инвестиционного климата и устойчивости проектов требуется дифференцированный и поэтапный подход.