В условиях активного внедрения возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергосистему Казахстана ключевым вызовом становится их интеграция в Единую энергосистему (ЕЭС) с учётом требований к надежности и предсказуемости. Однако текущая практика регулирования, связанная с установкой систем накопления энергии (СНЭ), демонстрирует существенные диспропорции между малыми и крупными проектами.
Разные стандарты – разные возможности
Согласно действующим нормам, объекты ВИЭ мощностью свыше 499 МВт (в рамках МПС или аукционов) должны предусматривать СНЭ в объёме 30% мощности и 60% ёмкости. В то же время для проектов ВИЭ мощностью менее 5 МВт предлагаются требования в 50% мощности и 200% ёмкости, что в три раза превышает норматив для крупных проектов.
Категория проекта |
Требование к СНЭ (мощность) |
Требование к СНЭ (ёмкость) |
Крупные ВИЭ > 499 МВт |
30% |
60% |
Малые ВИЭ < 5 МВт |
50% |
200% |
Проблематика:
- Отсутствие нормативной базы:
На момент публикации отсутствуют утверждённые НПА, обязывающие малые ВИЭ устанавливать СНЭ. При этом требования исходят от Системного оператора ЕЭМ РК в рекомендательно-директивной форме, создавая правовую неопределённость.
- Дискриминационный подход:
Малые проекты несут несопоставимо более высокую нагрузку по инвестициям в СНЭ, что делает их экономически нежизнеспособными без дополнительной поддержки.
- Угроза децентрализации генерации:
Завышенные требования к СНЭ подрывают развитие децентрализованной генерации, особенно в регионах, где малые СЭС и ВЭС могут обеспечить устойчивое энергоснабжение для локальных потребителей.
- Инвестиционные барьеры:
Малый бизнес и локальные инвесторы, как правило, не имеют доступа к длинному и дешёвому финансированию для установки СНЭ, что тормозит реализацию проектов до 5 МВт.
- Институциональные барьеры:
- Проекты ВИЭ не имеющие РРА-контракт по аукционному механизму по приоритету продажи электроэнергии в адрес Единого закупщика электрической энергии относится к самой крайней категории энергопроизводящих организаций и возможность продажи электроэнергии на централизованных торгах минимальна. Установка СНЭ никак не способствует повышению приоритетности покупки Единым закупщиком электроэнергии у данных объектов ВИЭ, что делает дорогостоящие инвестиции в СНЭ с учетом повышенных требований к их установке еще более затруднительным.
- Также Фонд «ДАМУ» исключил ОКЭД для объектов ВИЭ из перечня приоритетных видов деятельности, на которые распространяется программа льготного кредитования. Данные меры ведут к значительному удорожанию кредитных средств до 21,5% годовых в тенге.
Вывод:
Без справедливого подхода к СНЭ, Казахстан рискует утратить темпы развития малых ВИЭ, а с ними – возможности локализации, децентрализации энергосистемы и стимулирования МСБ в сфере ВИЭ