В условиях активного развития сектора ВИЭ в Казахстане особую актуальность приобретает вопрос эффективности инвестиционных механизмов, используемых при реализации крупных энергетических проектов.
Представленный аналитический обзор посвящён сравнению двух параллельно развиваемых моделей поддержки ВИЭ: рыночной (через открытые аукционы, проводимые АО «КОРЭМ») и внеаукционной (на основе Межправительственных соглашений — МПС). Особое внимание уделено финансовым, правовым и институциональным рискам, возникающим при одновременном функционировании двух несогласованных моделей.
- Финансовая нагрузка:
- Тариф по МПС проектам на минимум на 18% выше, чем результат рыночного аукциона, прошедшего 15.04.2025 года на площадке АО «КОРЭМ», что ведёт к бюджетной переплате в размере более $437 млн за 20 лет и дополнительным расходам в течении последующих 5 лет в размере $109 млн только по одному МПС (период РРА-контракта по МПС 25 лет).
- Казахстан планирует заключить 5 МПС общей мощностью 4,8 ГВт, таким образом суммарная переплата рынка и всех его участников за весь период составит $2,6 млрд.
- Правовая и рыночная диспропорция:
- Аукционные проекты реализуются в рамках законодательства РК, в то время как проекты по МПС создают прецеденты исключений, в том числе с минимальным участием казахстанских компаний.
- Снижение доверия к рынку:
- Предоставление привилегий МПС-проектам подрывает авторитет конкурентной аукционной системы, которая уже доказала свою эффективность.
- Риски “параллельной модели” развития ВИЭ:
- Развитие двух моделей (аукционной и МПС) без единых правил может привести к разбалансировке сектора, снижению доверия инвесторов и производственного сектора.
- Также существуют риски снижения мощностей ВИЭ выводимых на аукционы в связи с «досрочным» выполнением страновых показателей по объемам генерации от источников ВИЭ.
Параметр | Аукцион АО «КОРЭМ» | Проект МПС |
---|---|---|
Мощность ВЭС | 1000 МВт | 1000 МВт |
Мощность/ёмкость СНЭ | 300 МВт / 600 МВт*ч | 300 МВт / 600 МВт*ч |
Тариф (без НДС) | 18,72 KZT/кВт*ч (3,6 ¢/кВт*ч) | 4,25 ¢/кВт*ч |
Переплата в год/20 лет | - | $21,8 млн / $437,5 млн |
Механизм отбора | Открытый прозрачный аукцион | Межправительственное соглашение |
Доля участия казахстанских компаний | Свыше 51% | Менее 50% |
Срок действия РРА-контракта | 20 лет | 25 лет |
Прозрачность условий | Высокая (публичные торги, известный тариф) | Низкая (условия не раскрыты) |
Национальное законодательство | Действует полностью | Действие ограничено |
Наличие банковской гарантии | Имеется | Отсутствует |
Бюджетные гарантии | Отсутствуют | Имеются |
Жесткие сроки ввода в эксплуатацию | Имеются | Отсутствуют |
Условия оплаты | Рыночные | Take-or-pay |
Поддержка рынка | Имеется | Отсутствует |